ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова"  
23 | 04 | 2021

Читая Паустовского, я узнаю много нового

О рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма".
"Средней России – и только ей – я обязан большинством
написанных мною вещей. Перечисление их займет много места.
Я упомяну только главные: "Мещерская сторона", "Исаак
Левитан", "Повесть о лесах", цикл рассказов "летние дни",
"Старый челн", "Ночь в октябре", "Телеграмма"… Но больше
всего я обязан самой жизни, простой и замечательной.
Ее свидетелем и участником мне посчастливилось быть…".
К. Г. Паустовский
Вспоминаю рассказы К. Г. Паустовского еще с детских лет. Мне нравились описания природы в произведениях писателя. Эпиграфом к своему выпускному сочинению я взял следующие строки:
"Слово призвание родилось от слова зов. Прежде всего, зов собственного сердца" (К. Г. Паустовский).
О повести "Мещерская сторона"
Произведение К. Г. Паустовского "Мещерская сторона" мне понравилось описанием картин природы.
"Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов, да колотушку деревенского сторожа... Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещерские, Мордовские Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь".
"...Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещерском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу... Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки..."
А в следующем высказывании и само отношение писателя к Мещере:
"Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь".
Повесть "Мещерская сторона" написана в 1939 году. До войны оставалось два года.
Вывод. Рекомендую к прочтению. Повесть небольшая, но как интересно читать!
 
О повести К. Г. Паустовского "Исаак Левитан"
Интерес прочитать о великом художнике вызван тем, что я сам любитель рисовать на досуге. Писатель рассказывает о нелегкой жизни будущего великого пейзажиста.
"В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в "исконной русской столице". Левитану в то время было 18 лет…, Левитан был беден, почти нищ. Клетчатый пиджак протерся вконец. Юноша вырос из него. Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. Все лето Левитан ходил босиком. Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками! И Левитан скрывался. Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, - в лодке ему никто не мешал".
Учителем Исаака Левитана был Саврасов. "Однажды Саврасов устроил разнос своим ученикам. "Солнце гоните на холст! ...Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, - почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, - где все это на ваших холстах? Срам и чепуха! Со времени этого жесткого разноса Левитан начал работать на воздухе. Вначале ему было трудно привыкнуть к новому ощущению красок. То, что в прокуренных комнатах представлялось ярким и чистым, на воздухе непонятным образом жухло, покрывалось мутным налетом. Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это нечто воздухом. Но это был не тот воздух, каким он представляется нам. Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам".
К. Г. Паустовский профессионально оценивает картину Левитана "Осенний день в Сокольниках": "Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце".
"…Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах. "Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые – как слезы первые любви!"
Писатель выделяет еще одну характерную черту в творчестве художника:
"…Появились первые признаки еще одной черты, присущей подлинному мастеру, - признаки дерзости в обращении с материалами. Свойство это необходимо всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с красками и линиями".
Вывод. Чтобы не утомлять читателя приведением длинных цитат, советую прочитать повесть Константина Паустовского "Исаак Левитан". Читая Паустовского, мы разговариваем с писателем о природе, о жизни, о родине.
 
Казан Э.Э. читатель

Pichkov

Как вы оцениваете работу библиотеки?

GB 1

PB9

e

 

2010-2021 © ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова" - 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д.8. library@nenlib.ru  
Все права на материал, размещенный на данном сайте, принадлежат НЦБ им. А.И. Пичкова.