ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова"  
01 | 03 | 2021

Январская встреча Клуба

Первое заседание наступившего года было посвящено творчеству талантливого северного писателя Федора Александровича Абрамова, 100-летие которого мы отмечали в 2020 году.
Для обсуждения были выбраны рассказы «Бабилей» и «Старухи». В ходе разговора зашла речь и о биографии писателя и о службе в СМЕРШе.
Эти рассказы навеяли воспоминания о колхозниках в СССР, о родных, их труде и заслугах. И по традиции представляем отзыв участника заседания.
«Рассказы Ф. Абрамова - энциклопедия советской деревни.
Фёдор Абрамов принадлежит к числу авторов, которых сегодня принято называть писателями – «деревенщиками», а их произведения – деревенской прозой. Эти прозаики говорили об истории, культуре, нравственных аспектах в жизни обитателей глубинки, поднимали вопросы экологии, сохранения национальных русских традиций.
Вопросы-то они поднимали: и с высоких трибун взывали к власти, «и кулаками, где надо и не надо стучали», но остановить процесс распада советской деревни их речи уже не могли, потому что механизм разрушения и уничтожения этой самой деревни, крестьянства был запущен ещё в 1917 году. Революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация страны, война – всё это приводило к разрушению сельского хозяйства. А окончательно приговорил русскую деревню своими проектами Н.С. Хрущёв.
«Старая Маланья первая не выдержала – расплакалась:
– Не вернется, не вернется больше солдат в Юрмолу. Кончается родная дерёвенка…
И тут все старухи и бабы, еще какую-то минуту назад предававшиеся беззаботному веселью, вдруг заголосили, завыли, как на похоронах». «Старухи».
А ведь плачут старухи не о своей тяжёлой доле, не о загубленной молодости в колхозе, на лесозаготовках, на сплаве, а об умирающей деревне, для которой они и жили и выживали.
В своём выступлении в телестудии «Останкино» в 1981 году, отвечая на вопрос, почему у него женщины во многих произведениях потеснили мужчин, Фёдор Абрамов указывал: «…Когда у нас говорят, пишут, что второй фронт в эту войну был открыт в сорок четвертом году, – это неверно. Второй фронт был открыт русской бабой еще в сорок первом году, когда она взвалила на себя всю эту мужскую непосильную работу, когда на неё оперся всей своей мощью фронт, армия, война. Я уже не говорю о подвигах той же русской женщины после войны. Ведь, бедная, думала, что война кончилась – начнется жизнь, а война кончилась – к ней снова: давай хлеб, давай молоко, корми города, давай лес, кубики».
И ведь давали: и кубики, и лес, и молоко, и хлеб. И заработали пенсию по старости - 12 рублей.
«Я начал строчить с ходу, без остановки (в Верховный Совет). Так и так, дескать, дорогие товарищи, к вам обращается группа престарелых колхозниц с настоятельной просьбой увеличить размеры колхозной пенсии, ибо нельзя прожить человеку на двенадцать рублей. Да разве они и не заслужили, чтобы за свой беззаветный, нечеловеческий труд иметь обеспеченную старость»? «Старухи».
А действие в рассказе происходит после 1961 года: уже вынесли товарища Сталина из Мавзолея, прошла денежная реформа, начался период Хрущёвской «оттепели», а у многих деревенских жителей ещё висят в избах портреты Сталина: на всякий случай.
— А чего мне бояться — еще пуще разошлась тетка. — Живой медведь не съел, а мертвый подавно не съест. А от этого куля стена не проломится.
Ёрничают старухи, а в их душах всё ещё гнездится страх перед прошлым, но уже не за себя, а за своих близких.
— Напиши, напиши, Олександрович, — разом воспрянули старухи, когда я рассказал им, что надумал. — Так, так, родимушко. Не типере сказано: под лежач камень вода не текет…
Но когда дело доходит до подписей «еще какую-то минуту назад жалкие, размягченные слезами старые лица начали каменеть на моих глазах».
— Господи, мала пензия! Да раньше в колхозе робили и за работу ничего не получали. А сичас сидим — пасть целый день дерем, — и денежки идут… — Нет, нет, спасибо Советской власти! Не забыла нашу старость. Я кажинный божий день за ей молюсь и сичас помолюсь, - говорит набожная Фиклистовна.
И кажется автору, что со стены внимательно смотрит не него своим прищуренным глазом Он и самодовольно улыбается: «Надо знать своих земляков, товарищ писатель». И Абрамов, как бы продолжая мысль Сталина, пишет: "Новый человек вырастет, - но пройдет ли по русской земле еще раз такое бескорыстное, святое племя?"
Примерно, десятью годами позже, был написан «Бабилей». Почти вся деревня празднует пятидесятилетний юбилей и выход на пенсию героини рассказа Катерины. В «Старухах» Абрамов пишет о старухах, которые давно уже на пенсии и не работают, и мы верим ему на слово. Но он ничего не говорит о том, а сколько же этим старухам на самом деле? А на самом деле, я думаю, им, где-то, от 60 до семидесяти лет. По нынешним временам – на выданье! Просто от повседневной тяжёлой работы они в то время со стороны смотрелись уже старухами. Недаром сам автор не узнаёт нарядную именинницу, потому что в повседневной одежде за домашними делами она выглядит, как старуха. И отрывается Катерина в этот день по полной программе, потому что это ее день. Она накачивает мужа вином, чтобы тот уснул и не помешал ее празднику, хотя знает, что утром придёт расплата «за украденное веселье» (Фазиль Искандер).
Потому и были такие юбилеи да престольные праздники в деревнях своего рода отдушинами в беспросветной жизни этих деревенских молодых старух.
В произведениях Ф. Абрамова нет выдуманных персонажей, все они написаны с натуры. Говорят, даже некоторые боялись попадаться ему на глаза, чтобы он чего-то там не написал про них.
Все, что написал Ф. Абрамов - это эпос народной жизни, или, если хотите, энциклопедия послевоенной деревни, памятник. Кстати, он так и сказал: «И, конечно же, русская баба, русская женщина достойна самых великих памятников».  
С. Тарабукин
На заседаниях Клуба мы не только знакомимся с современными авторами или открываем неизвестное об уже ставших классиками литературы. Наши встречи порой становятся отправной точкой для начинающих писателей или как в этом случае – вдохновляющей. Раиса Алексеевна Рочева поделилась своим творением:
Наш добрый клуб, его я жду –
Скажу я вам, не без волнения,
Читаю книгу, думаю, сужу,
Пишу рецензию для вдохновения.
 
Но чтоб произведение понять,
Надеюсь я на клубовскую «рать».
Здесь Тарабукин скажет слово;
Татьяна Павловна в ответ.
Прочту я отзыв свой дословно.
 
Эдуард, напившись чая, даст совет,
Еремеевна пошутит вдруг нечаянно,
Марина чай всем разольет
И скажет всем с улыбкой дивной,
Что снова скоро Новый год
И что мы снова прочитаем.
 
А мы и рады все читать.
И наши споры бесконечны.
И невозможно нас унять.
 
Ну вот и все: уходим с сожаленьем,
Хоть пробыли без мала три часа,
Дай бог, чтоб Клуб Литературный –
Благословенный – вдохновенный –
Не прекращался никогда.
20 января 2021 г.
 
Благодарим вас, дорогие книгочеи, помощники и пропагандисты чтения за любовь к книге и нашей библиотеке!
Также клубовцы тепло поздравили именинников января - Татьяну Павловну Окладникову и Татьяну Петровну Каневу.
А на следующем заседании – 30 января - будем говорить о писателях XIX века – М.Е. Салтыкове-Щедрине и Н.С. Лескове.
Марина Беляева, руководитель Клуба.

Pichkov

Как вы оцениваете работу библиотеки?

GB 1

PB9

e

 

2010-2021 © ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова" - 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д.8. library@nenlib.ru  
Все права на материал, размещенный на данном сайте, принадлежат НЦБ им. А.И. Пичкова.