В третье воскресенье сентября каждый год отмечается «День Пустозерска». На территории Ненецкого автономного округа находится уникальное место, где когда-то располагалась древняя столица Печорского края - Пустозерск. Былая слава и заслуги Пустозерска не забыты. И уже не будут забыты те, кто рискнул первым поселиться на этой суровой земле, кто обустраивал Заполярье, крепил мощь государства Российского. В нашей библиотеке собран обширнейший материал об исчезнувшем городе. Тематический обзор «Пустозерск и Пустозерье» освещает небольшую часть книг, с которыми можно познакомиться в отделе Севера.
Пустозерск, первый город в Заполярье, был построен в 1499 году московскими князьями Петром Ушатым и Семеном Курбским в Югорской земле, по указу Ивана III. В первые годы существования он представлял собой небольшой деревянный острог, с основанием которого была решена важная стратегическая задача – обширный Печорский край прочно был закреплен за Московской Русью. На долгие годы Пустозерск стал самым северным форпостом молодого Российского государства. Его расцвет в XVI-XVII веках был связан с быстрым продвижением русских землепроходцев в глубь Сибири. Острог на Печоре являлся промежуточным пунктом на опасном и многотрудном пути в «златокипящую государеву вотчину» Мангазею в западносибирском Заполярье. Туда стремились русские и иностранные купцы, поморы-промышленники, для того чтобы выгодно продать свои товары и приобрести «мягкое золото». В Пустозерск морские пути приводили караваны купеческих судов, через него шли торговые пути по суху – на Урал и в Сибирь.
Во второй половине XVII-XVIII вв. Пустозерский острог стал местом заключения важных «государственных преступников». Пустозерск – «место тундряное, студеное, безлесное», «тюрьмы горчае» - полностью удовлетворяло власти как место высылки. Строительство здесь тюрьмы «для воров и опальных людей» было начато по царскому указу еще в 1643 году. В 1666 году в Пустозерский острог были высланы лидеры старообрядцев священники Лазарь и Доментиан с семьями. В августе 1667 года сюда были отправлены вожди старой веры – муромский протопоп Аввакум, симбирский поп Никифор, снова священник Лазарь и старец Епифаний. 12 декабря 1667 года узники прибыли в острог и были размещены по отдельности в крестьянских избах. Аввакум писал об условиях заключения: «…Запечатлен в живом аде плотно гораздо; ни очию возвести на небо невозможно, едино…окошко. А на полу том воды по колено, всё беда. А сижу, наг, нет на мне рубашки; лишь крест с гойтаном: нельзя мне в грязи той сидя носить одежды…» При большом стечении народа 14 (26) апреля 1682 года протопоп Аввакум, священник Лазарь, старец Епифаний и дьякон Федор были сожжены в деревянном срубе «за великие на царский дом хулы». Впоследствии на месте их казни сторонниками Аввакума был установлен памятный крест (ныне на предполагаемом месте казни Аввакума установлен памятный знак).
Более ста лет Пустозерск был местом ссылки неугодных власти, опальных людей – здесь закончил свою жизнь мятежный протопоп Аввакум и его соратники, голодал боярин Матвеев, провели долгие годы в заключении участники восстаний «бунташного» XVII века и блестящие вельможи XVIII века, десятки других, малоизвестных ссыльнопоселенцев. В XVII-XVIII вв. Пустозерский острог заслуженно считался одним из самых мрачных мест ссылки – но с падением значения Городка и освоением Сибири закончилась и история пустозерской ссылки.
Важную роль сыграл Печорский край в освоении Северного морского пути. Печорский край посетила первая научная экспедиция под руководством академика Ивана Ивановича Лепехина (1740-1802). Путешествуя по северным краям, Лепехин составил подробные путевые дневники, в которых описал нравы, быт и жизнь самоедов (ненцев), зырян (коми) и русских.
В XVIII веке завершилась история Пустозерска как административного, торгового и военного центра Печорского края. С этого времени обширные пространства Нижнепечорья и европейских тундр превращаются в отдаленную окраину Российской империи, населенную рыбаками, оленеводами и охотниками. Сегодня на его месте остались лишь кладбища со множеством крестов и памятные знаки, среди которых белокаменный обелиск 1964 года - дань памяти исчезнувшему городу.