Октябрьская встреча Клуба
«Боже, какою я страстью томим!»
Заседание было посвящено творчеству Александра Блока - поэта Серебряного века, 140-летие которого мы отмечаем в 2020 году.
Предлагаем вашему вниманию выступление Сергея Тарабукина; участникам встречи оно очень понравилось, так как вместило в себя и страницы биографии и страницы творческого пути поэта, прозаика, драматурга, критика,
Александр Александрович Блок (1880 – 1921) – один из выдающихся представителей русского символизма. Символизм в литературе сформировал новый тип художественного мышления, которое строилось на отражении реального мира с помощью символов, соединяющих мир реальный и иррациональный (голубь, дерево, свет, дорога, роза). Символисты использовали недосказанность, намёки, таинственность, загадочность.
Особенно велико было влияние на Блока русского философа и поэта Владимира Соловьева. Именно из его произведений поэт заимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
Ты в белой вьюге, снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, вечном звоне
Церквей смешались купола.
Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Блока. Она для него - идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета - ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной.
Периоды творчества Блока
Блок разделял своё творчество на три периода. Первый он назвал «теза», к нему относятся стихотворения 1900-1903 годов, в основном собранные в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Для стихотворений этого периода характерны мистические настроения, идеальные чувства, философские размышления о Вечной Женственности, на которые повлияло учение русского философа и поэта Владимира Соловьёва (старшего современника Блока).
Следующий период (1904-1907) Блок назвал «антитезой». Мистические настроения предыдущего периода сменяются скептическим отношением к действительности. Так, например, в идеальном женском образе появляются земные, смертные мотивы – стихотворение «Незнакомка».
Зрелый период своего творчества (1908-1921) Блок назвал «синтеза»: в нём разрозненные темы объединяются в единое целое – тему судьбы России, ее прошлого, настоящего и будущего. Характерным для этой темы стал цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908). В нём утверждается нерасторжимая внутренняя связь современного человека с древней историей своей страны.
Вера в будущее России провозглашается в последних поэмах Блока – «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918).
Четыре любви Блока. Четыре Музы
«…Я боюсь неожиданно колющих ран…» А. Блок
В 1897 году, за год до памятной встречи с Любовью Менделеевой, будущей женой, Блок пережил первую любовь, сильнейшее чувство, страсть, захватившую всё его существо и подарившую божественное поэтическое вдохновение. В результате этого чувства родились чудесные стихи о любви. Надо сказать, что в течение жизни поэт всё время возвращался к прежним стихам, тем, что литературоведы называют «ранним наследием», переписывал их, правил. А перед смертью, тяжело больной, он признался матери: может быть, только те первые рифмованные строки и есть то, что следует оставить потомкам.
Ксения Садовская
Первая любовь пришла к поэту в 16-летнем возрасте. Летом 1897 года его сердце взволновала Ксения Михайловна Садовская, 37-летняя жена статского советника. Их встреча произошла на немецком курорте Бад-Наугейм, куда светская дама приехала поправить здоровье после третьих родов. Подросток же там отдыхал в компании матери Александры Андреевны и тётушки Марии Андреевны Бекетовой.
Юноша был горяч, ухаживал неумело, возможно докучал: каждое утро приносил розы, молча, сопровождал даму, прячась в кустах, вздыхал и пытался поймать ее взгляд. Ксения Михайловна пыталась превратить эту докуку в шутку: то приказывала ему быть смелее, то запрещала являться на глаза, то била зонтиком по руке, то возвращала цветы и высмеивала его. Словом, шёпот пылкого юноши во время одиноких катаний на лодке подействовал… Она оставила его на ночь.
…В такую ночь успел узнать я
При звуках ночи и Весны,
Прекрасной женщины объятья…
В лучах безжизненной луны.
Александра Андреевна писала домой:
«Сашура у нас тут ухаживает с великим успехом, пленил барыню, мать троих детей… Смешно смотреть на Сашуру в этой роли. Не знаю, будет ли толк из этого ухаживания для Сашуры в смысле его взрослости, и станет ли он после этого больше похож на молодого человека. Едва ли».
Но эта связь всё же не на шутку напугала мать Блока. Как-то однажды она решилась на встречу с избранницей сына. Она кричала на «совратительницу» и даже угрожала серной кислотой. Вскоре после этого подростка увезли домой.
В Петербурге между Блоком и Садовской произошло несколько тайных встреч, но чувство, конечно же, было обречено. Тем более, что на горизонте появилась Любочка Менделеева.
В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произошло последнее, решительное письменное объяснение. На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным человеком», она проклянёт свою судьбу за то, что встретила его.
Блок ещё раз вернётся в Бад-Наугейм на место прежней любви. Там почти ничего не изменилось – изменился он сам. Он приехал в 1909 году вместе с женой, в самую тяжёлую смутную пору своей жизни, после маленькой могилы на Волковом кладбище сына Любови Дмитриевны от очередного «возлюбленного на час». И тут воспоминания вновь нахлынули на Блока с такой силой, что ему оставалось только облечь их в поэтическую форму, чтобы они не разорвали болью изношенное, растравленное сердце.
Всё та же озёрная гладь,
Всё так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чём волнуешься опять?
Иль первой страсти юный гений
Ещё душой не разлучён,
И ты навеки обручён,
Той давней, незабвенной тени.
Так был написан цикл «Через двенадцать лет» - одна из драгоценностей любовной лирики Блока. Поэт посылает стихи матери, как было всегда, и скоро до него доходит ложный слух о смерти Ксении Михайловны. Тонкая интрига маменьки почти удалась. Блок, получив это известие, кривит губы в ледяной усмешке: «Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом». Но наутро после неожиданной вести рождаются строки – финал, жемчужина цикла:
Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец, перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.
И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид,
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит.
Однако Ксения Садовская пережила своего любовника. После смерти мужа она разорилась и во время гражданской войны бежала из Петрограда.
Садовская умерла в 66 лет. В ее скромном узелке с пожитками, провезённом через тысячу километров, нашли пачку истрепавшихся писем от Александра Блока.
Любовь Менделеева
«Позёр с повадками фата», - так охарактеризовала Александра Блока дочь великого учёного Любовь Менделеева после одной из первых встреч. Это произошло в Боблово, куда 17-летний юноша приехал по приглашению Анны Ивановны Менделеевой. Гость не приглянулся строгой 16-летней Любе, хотя в разговоре они выяснили, что у них много общего. В Петербурге их встречи были редкими.
В 1900 году Менделеева поступила на Высшие женские курсы курсы и о Блоке вспоминала редко. В то время Александр был увлечён идеями Владимира Соловьёва, верил в мистику и мечтал обрести в своей жизни Прекрасную Даму. Однажды он заметил на улице Любу, которая шла к зданию Курсов от Андреевской площади. В этом он увидел знак, поданный свыше, уверовал, что именно эта женщина должна стать частью его жизни. Позже эта встреча легла в основу стихотворения «Пять изгибов сокровенных», в котором речь идёт об улицах, по которым шла Любовь Менделеева.
В 1903 году Александр сделал своей возлюбленной предложение, на которое она дала согласие. Весной 1903 года пара обручилась, а 30 августа прошло венчание в церкви села Тараканово. Затем молодые отправились в квартиру Блока в Санкт-Петербурге. К сожалению, идеальным этот союз поэта и музы мог показаться только на момент ухаживаний. В первую брачную ночь Блок сообщил молодой супруге, что считает физическую любовь недостойной их высоких чувств и близости между ними не будет… Юная супруга была в ужасе, она решила, что Сашура, как она его звала, её разлюбил. Но Блок заверил девушку, что, наоборот, слишком любит ее, но она для него почти святая, воплощение Вечной Женственности.
«Стихи о Прекрасной Даме», в некоторой степени сыграли с девушкой злую шутку. Блок одухотворил и идеализировал её образ настолько, что за ним потерялась реальная, земная, интересная личность. Люба была серьёзна, строга, неприступна, а вместе с тем остроумна, спокойна, радостна. Золотоволосая и румяная, дочь великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева не могла и не хотела тратить всю жизнь на поиски таинственных смыслов любви.
О каждом новом любовнике Любовь Дмитриевна честно писала мужу и докладывала: «Люблю только тебя».
Когда же на гастролях она забеременела от артиста, Блок это известие принял вполне благожелательно: «Будем растить». Но ребенок умер вскоре после рождения.
Все окружение поэта также видело в ней воплощение вечной, идеальной женственности. Брак Александра Александровича и Менделеевой считался священной мистерией, способной даровать, по мнению В. Соловьёва, очищение миру.
В конце жизни Блок окончательно осознает, что для него существует одна женщина, — Люба — называет её такой же красивой, как в юности...
«Благодарю тебя, что ты продолжаешь быть со мной, несмотря на всё своё, несмотря на всё моё, пишет он ей. – Мне так нужно это». А в дневнике записывает: «У меня было только две женщины: Люба – и все остальные».
Любовь Дмитриевна переживёт мужа на 18 лет. После его смерти она замуж больше не выйдет. Последним ее словом будет «Сашенька».
Наталья Волохова
В 1907 году был опубликован сборник стихотворений Александра Блока «Снежная маска». Книга открывалась словами: «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в чёрном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города».
Этой женщиной была 28-летняя Наталья Волохова, актриса труппы Веры Комиссаржевской. Поэт увлекся ею не на шутку, что тяжело ранило Любовь Менделееву. Между женщинам даже произошел разговор, в котором Волохова призналась, что не готова взять на себя все заботы о Блоке.
Влюбленный, он ожидал от Волоховой отзыва, но «зимняя» любовь и впрямь оказалась холодной, безответной... Актриса очень ценила поэта, но чувств к нему не испытывала.
Он пытался говорить о своих чувствах, но Волохова останавливала: «Любовь Дмитриевна была у меня на днях». — «Люба? И что она хотела?» — изумился Блок. «Вас дарила. Да только я не приняла. Простите!»
Метелям свойственно затихать, иссякла и страсть Блока. Конец влюбленности он воспринял как освобождение, как переход к новому состоянию души, к мудрой переоценке прошлого:
И я любил. И я изведал
Безумный хмель любовных мук,
И пораженья, и победы,
И имя: враг; и слово: друг.
Наталия Николаевна пережила поэта на сорок пять лет и ушла из жизни в 1966 году. В написанных через полвека после «снежного романа» мемуарах утверждала, что любви, как ее понимают люди, между ней и Блоком не было. Лишь дружба, духовный контакт, яркая романтика встреч — не более. А строки в «Снежной маске» о «поцелуях на запрокинутом лице», «ночи мучительного брака» — не что иное, как плод поэтического воображения...
Cнежное вино
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в тёмных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
И ты смеёшься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
29 декабря 1906
Любовь Александровна Андреева-Дельмас
Осенью 1913-го в жизни Блока – новое бурное увлечение – актрисой Любовью Дельмас. Он увидел её в роли Кармен в петербургском оперном театре и был потрясён созданным ею образом обольстительной неукротимой испанской цыганки. Блок посвящает ей цикл из десяти стихотворений под названием “Кармен”, вновь после Мериме и Бизе обратившись к этой теме. Эти стихи навсегда останутся самыми звонкими и ликующими в творчестве поэта.
Ты - как отзвук забытого гимна
в моей чёрной и дикой судьбе.
О Кармен, мне печально и дивно,
что приснился мне сон о тебе.
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть —
Как гитара, как бубен весны!..
Она не была классической красавицей и не числилась в примах оперной сцены. Однако именно Дельмас стала одной из любимых женщин выдающегося поэта и вошла в историю великой русской литературы вместе с циклом посвященных ей стихов.
Первые стихи, которые Блок посвятил своей Карменсите:
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов...
И в тихий час ночной, как пламя,
Сверкнувшее на миг,
Блеснёт мне белыми зубами
Твой неотступный лик.
Да, я томлюсь надеждой сладкой,
Что ты, в чужой стране,
Что ты, когда-нибудь, украдкой
Помыслишь обо мне...
За бурей жизни, за тревогой,
За грустью всех измен, -
Пусть эта мысль предстанет строгой,
Простой и белой, как дорога,
Как дальний путь, Кармен!
За две мартовские недели 1914 года Блок написал цикл стихов, который назвал «Кармен».
Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе — лишь красный облик дыма,
Где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит!
И в зареве его — твоя безумна младость...
Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен...
Мелодией одной звучат печаль и радость...
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.
Но, клянясь в том, что любовь всегда останется жить в его сердце, Блок не скрывает: это любовь не к актрисе Дельмас и даже не к её сценическому образу, это любовь к той неуловимой, которую он сейчас называет Кармен, а раньше называл Прекрасной Дамой, Офелией, Незнакомкой, Снежной Маской, Фаиной, Валентиной... Неважно — как! К той, кем он жаждет обладать... на самом деле совершенно не желая этого.
Очарованность Блока длилась недолго. 1 августа он записывает в дневнике: “Уже холодею”. И — в стихах: «Та жизнь прошла, и странно вспомнить, что был пожар...»
Он любил Кармен и ту, которая создавала на сцене её образ, за то, что она готова была умереть, но не покориться ему, всегда отвергала любовь. Актриса же была покорена и влюблена. И она очень быстро перестала для него существовать, как только был разрушен романтический образ.
Любови Андреевой-Дельмас было суждено прожить долгую и творчески насыщенную жизнь. Она выступала на сцене - исполнила более 40 ролей, но самой лучшей ее работой все же осталась Кармен, преподавала в консерватории, вела собственный класс пения, в 1938 г. получила звание доцента. В последние годы жизни она занялась литературной работой, писала воспоминания о блокаде Ленинграда и о Блоке, которые, к сожалению, были утеряны. Любовь Дельмас ушла из жизни в 1969 г., а ее образ живет и поныне в прекрасных стихах о Кармен:
Ты – как отзвук забытого гимна
в моей чёрной и дикой судьбе.
О Кармен, мне печально и дивно,
что приснился мне сон о тебе.
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!..
Пастернак был женат четыре раза, но это были – жёны, а у Блока – любовницы. И он всегда точно знал, что никогда не женится на них.
С.В. Тарабукин
Октябрь 2020г.