Ноябрьская встреча Клуба
28 ноября состоялось очередное заседание Клуба любителей литературы, и посвящено оно было 115-летию русского писателя М.А. Шолохова, лауреата Нобелевской премии по литературе (1965 г.)
И началась встреча с литературно-кинематографического часа "Михаил Шолохов: страницы жизни и судьбы", представленного библиотекарями отдела обслуживания – Галиной Протасовой и Мариной Беляевой.
А дальнейшее обсуждение "Донских рассказов" писателя представляем отзывом С. Тарабукина.
"Разговор о "Донских рассказах" Шолохова надо начинать с предыстории: о так называемой продовольственной развёрстке (продразвёрстке), которая не была изобретением большевистского государства. Попытки ее осуществления предпринимались в годы Первой мировой войны царским правительством, а потом Временным правительством.
"Хлебная монополия" была подтверждена Декретом Совета народных комиссаров от 9 мая 1918 года, стала частью политики "военного коммунизма" и производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной ("развёрстанной") норме продукта и государственным ценам.
Методы, применявшиеся советской властью при заготовках в период продовольственной диктатуры, вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооружённые выступления крестьян. В "Донских рассказах" появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, еще больше раздувает гражданскую войну. В рассказе “Продкомиссар” отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: “Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила”. Дед Гаврила из рассказа “Чужая кровь” думает о большевиках: “Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман”.
Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв кровно-родственных связей. Однако в своём описании вечного конфликта поколений он пошёл ещё дальше: показал противоречия, исходящие из разных идеологий. Призывы и речи незнакомых и даже чужих людей разделяли на два лагеря самых близких. Абсурдность и нелепость кровавой бойни – вот, что стремился донести автор до читателей в "Донских рассказах".
Первый конфликт – классово-социальный: богатые и бедные, поборники контрреволюции и революции. Этот конфликт виден в рассказах "Алёшкино сердце", "Пастух", "Лазоревая степь".
Второй конфликт внутри одной семьи: в трёх рассказах отец убивает сына ("Родинка", "Семейный человек", "Червоточина"), в трех других сын — отца - "Продкомиссар", "Бахчевник", "Коловерть". В последнем рассказе сын, белый казачий офицер, приказывает расстрелять отца и брата.
"Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются".
Среди знаменитых "Донских рассказов" Шолохова есть рассказ под названием "Нахаленок". Он о нелегком детстве неприкаянного мальчишки, которого обижают не только дети, но и взрослые, обижают словом и делом, но он сохраняет чистую душу и доброе сердце. "Нахаленок" вышел во многом автобиографическим, многое из описанного будущий писатель претерпел на себе.
А первый рассказ появился 14 декабря 1924 года в газете "Молодой ленинец". Назывался он "Родинка".
Таким образом, начиная свой цикл "Донские рассказы" "Родинкой", где показаны бессмысленность войны, ее роль в разрушении кровных, родственных связей между людьми, М.А.Шолохов венчает собрание рассказов произведением "Чужая кровь", где указывает путь к восстановлению и возрождению измученной человеческой души, путь следования заповедям Господним, покаяния, смирения и прощения.
И прав С.А.Есенин, подтвердивший в стихотворении "Несказанное, синее, нежное…", что прав тот, кто сумел стать выше личной обиды:
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Шолохов признавался, что герои "Донских рассказов" не перекочевали на страницы "Тихого Дона". Но что-то типичное, присущее героям "Донских рассказов" оказалось ценным, убедительным и живучим настолько, что проросло в "Поднятой целине".
Почти все члены Клуба были единодушны в том, что при прочтении "Донских рассказов" в юном возрасте, они находили их менее жестокими. Оно и понятно: некоторые рассказы входили даже в школьную программу, потому что советские идеологи вбивали в сознание детей, что белогвардеец и кулак – непримиримые враги советской власти. Вот почему стереотип: "красный" - это хорошо, а "белые", кулаки – контра, жил в нас и влиял на мировоззрение в пионерском и, даже в комсомольском, возрасте. И только, когда пришло понимание, что в гражданскую войну русские, не смотря, на окрас, с одинаковой жестокостью убивали своих же; истребляли, как класс, кулачество – русское, казацкое – мы стали по-иному воспринимать многие произведения советских писателей про гражданскую войну, а также их экранизацию.
Ведь герои гражданской войны получали награды и звания не в борьбе с иноземным врагом, а со своим народом. Будущий маршал Тухачевский жестоко подавил восстание крестьян против советской власти в Тамбовской губернии, беря, в заложники жителей деревень, и даже применил газ против повстанцев. Он же командовал и подавлением мятежа в Кронштадте. "Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на Кронштадтский лёд", - писал Э. Багрицкий.
Но нельзя упрекать поэтов и писателей тех лет в излишней романтизации гражданской войны. Это была их боевая юность, и они верили в советскую власть, поэтому видели романтику там, где ее не было.
Будучи ещё подростком, Михаил Шолохов уже воевал за красных, отбирал с продотрядом хлеб у зажиточных казаков, его чуть не расстреляли махновцы, и ещё раз - свои же, якобы за превышение власти и, естественно, в его рассказах не было романтического ореола гражданской войны.
В "Донских рассказах" у него нет поэтизации смерти, характерной для романтических поэм о героях революции. Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу "Лазоревая степь": "Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно "братишках", о пахучем седом ковыле. Помимо этого можно услышать о том, как в ковыльных степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха". Иными словами, Шолохов считал, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны".
В завершении встречи клубовцы выразили желание в следующий раз посмотреть он-лайн спектакль "Объект особого назначения №1" по документальной пьесе М.М. Коловангиной (о военных буднях жителей округа в период Великой Отчественной войны).
А для обсуждения выбрали рассказы К. Паустовского.
Руководитель Клуба Марина Беляева