ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова"  
01 | 02 | 2023

Майская встреча Клуба

IMG 0255Состоялась очередная встреча участников Клуба любителей литературы. Заседание началось с поздравлений и теплых пожеланий именинникам апреля и мая – В.И. Бараничевой, В.В. Орлову и Э.Э. Казану.
А темой обсуждения стало творчество Юрия Павловича Казакова – русского советского писателя, 95-летие которого мы отмечаем в 2022 году.
Юрий Казаков много путешествовал по русскому Северу и своими рассказами, повестями, репортажами и очерками открыл  его для читателя.
И по традиции представляем  один из отзывов.
"Тропою ложных солнц"
У Юрия Павловича Казакова во многих рассказах люди срываются с насиженных мест в поисках лучшей, “легкой” жизни, но многие из них так и не находят себе пристанища. Так возникает в художественном мире Юрия Казакова тип странника, скитальца. Писатель, сложивший в “Северном дневнике” вдохновенную оду дороге, считал, что “не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колес, шуме воды или шорохе собственных шагов”.
Поэтому его герои находятся в постоянном движении, они не могут сидеть на одном месте: Иоанн ("Странник"), Василий Панков ("Лёгкая жизнь"), Илья Снегирёв ("По дороге"). Манька-почтальонша. И даже Егора из рассказа "Трали-Вали", который живёт в избушке на берегу реки и работает бакенщиком "…иногда охватывает смутное беспокойство. Чаще всего бывает это вечером. Идёт мимо него жизнь. Что за звон стоит в его сердце и над всей землёй? Что так манит и будоражит его в глухой вечерний час? И почему так тоскует он, и не милы ему росистые луга и тихий плёс, не мила лёгкая, вольная, редкая работа".
Но есть такие, которым дорога  важна не сама по себе: они бросают дом, родных, в надежде найти лёгкую жизнь в городе. Об этом я и хотел бы поговорить.         
 Рассказ "На полустанке" был написан в 1954 году в Литературном институте по заданию руководителя творческого семинара, который дал тему – полустанок, время действия – наши дни. "Этот рассказ возник, – сообщил Юрий Павлович, – из воспоминания о крошечной, заброшенной станции на севере Кировской области".
В этом рассказе нет ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего. Это как моментальный снимок, как картина в рамке.
Говорят, любят не за что-то. И в то же время у Шекспира: "Она его за муки полюбила, а он ее — за состраданье к ним". Или, например, Джамиля полюбила Данияра за песни. К сожалению автор ничего не пишет о предыстории любви девушки и Васи, а без этого знания, униженная и растоптанная в осеннюю грязь девушка, так и не вызвала у меня ни жалости, ни сострадания. Хотя сам Казаков, с первых строчек рисуя унылую картину полустанка и безрадостную природу поздней осени, как бы призывает читателей посочувствовать девушке, которая когда-то разглядела в парне что-то такое, а, скорее всего, полюбила сердцем, потому что глаза и уши ее тут ни при чём, и это сердце, всячески пытаясь удержать любимого от поездки,  не даёт ей сказать на откровенное его хамство: "Гуляй, Вася!".
Не проливает свет на ситуацию и взволнованный шёпот девушки:
- Да я ничего, - шептала девушка, задыхаясь, быстро, по-беличьи стирая слезы и влюбленно глядя в лицо парню. - Одна я остаюсь. Помни, о чем говорили-то...
Возможно, у парня были какие-то чувства к девушке, но тут появился реальный шанс уехать из колхоза в город:
- Теперь мое дело - порядок! Чего мне теперь в колхозе? Дом? Дом пускай матери с сестрой достается, не жалко.
В рассказах автор затрагивает и проблему миграции людей из сельских местностей  в город: "В город", "Запах хлеба". Причём, уезжают не только молодые, но и старики.
"Но без нравственного чувства, без призвания — словом без внутренней идеи, придающей жизни смысл и значение,  она становится лёгкой, пустой, бездумной", - так выскажется об этой проблеме сам Казаков.
Поэтому появляется в рассказе  начальник станции.
- Уехал? - спросил он. - Н-да… Нынче все едут. Скоро и я уеду. На юг подамся. Тут скука, дожди… Естественно, что с такими настроениями у него и душа  не лежит к работе, потому на станции такое запустение.
А вот и причина, по которой люди уезжают из колхозов: несмотря на  претенциозные названия этих колхозов, по убитой лошади и грязной обувке девушки начальник станции без труда угадывает, откуда приехали пассажиры:
- Вы не из "Красного маяка" будете? А? Н-да...Вон оно что…
У Казакова нет случайных персонажей в рассказе, каждый несёт смысловую нагрузку, как и к месту сказанное слово:
- Закройте окно! - попросили из вагона капризным голосом.
Человек в пижаме обернулся, показывая пухлую спину, потом, жалко улыбаясь, закрыл окно и вдруг исчез, будто провалился.
Этим "исчез" автор прозрачно намекает, что ждёт Васю в будущем. Мечтающий о красивой и лёгкой жизни в Москве, о славе,  затеряется он, возможно,  где-нибудь в области. Плохо верится мне в счастливую звезду парня. Можно уезжать из полустанка на поезде, можно с рыбным обозом, но быть готовым преодолевать любые трудности. У Васи такой готовности и, главное, желания нет. Один раз "жиманул на мастера штангу" и погнался за призрачным счастьем, оставляя дом, родных, девушку, Но, чтобы жить так, как он мечтает, нужно "не один раз жимануть штангу", а тренироваться в поте лица, и не один год. А ведь штангу ещё надо "толкать", "рвать".
Хорошо ещё, что на прощанье предупредил девушку, чтобы не ждала.
А та, окунувшись, в привычную среду деревенской жизни, я уверен,  не пропадёт. А потом и поймёт, что Вася был глуп, как сорок тысяч братьев, и невежа.
Говорят, когда любят,  смотрят не друг на друга, а смотрят в одну сторону. Или же, как в "Джамиле", два следа идут в одну сторону и теряются у горизонта. А здесь девушка и парень даже уезжают в противоположных направлениях: иначе, зачем девушке оглядываться напоследок на полустанок, если не в той стороне растаял поезд с ее любимым Васей.
Плохо, что нет и намёка в рассказе, почему всё-таки девушка любит Васю. Хотя бы одно предложение, одно слово. А без этой подсказки я  так и остался равнодушным к судьбе этих деревенских ребят. Почему, например, она говорит "я одна остаюсь", может они уже жили вместе?
 *"Тропой ложных солнц" - рассказ Дж. Лондона"
С. Тарабукин
В разговоре коснулись многих произведений мастера новеллистики и даже те клубовцы, кто не был знаком с творческим наследием автора, решили почитать их.
На этой встрече вспомнили Татьяну Юрьевну Журавлеву, к сожалению, рано ушедшую из жизни. Очень жаль...
Для  обсуждения на сентябрьском заседании выбрали повесть Анатолия Кима "Лотос".
Марина Беляева, руководитель Клуба

Как вы оцениваете работу библиотеки?

PB9

 

Copyright © 2010, ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова" - 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д.8. library@nenlib.ru  
Все права на материал, размещенный на данном сайте, принадлежат НЦБ им. А.И. Пичкова.