ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова"  
07 | 12 | 2022

Осенняя встреча Клуба любителей литературы

 
Заседание любителей литературы было посвящено творчеству российского прозаика, переводчика, драматурга Анатолия Андреевича Кима. Обсуждая повесть «Лотос», каждый участник встречи отвечал на вопросы, которые в своем произведении задает автор.
Представляем один из отзывов. «Апельсиновый лотос прощения».
Тема: после долгой разлуки сын приезжает к умирающей матери, и Анатолий Ким в своём повествовании рассуждает в основном о смерти. Идея - рождение и смерть не только человека, но и всякого живого существа на земле. Изображение лотоса в руках умирающей говорит о воскрешении из мёртвых, пробуждении в духовном плане.
У Лохова, как написал Ким, была трудная жизнь и, скорее всего, неудачная женитьба, потому что жена отговаривает его от поездки к матери: может, ничего серьёзного и нет. Застав мать на смертном одре, Лохов, прежде никогда не видевший смерть так близко, тем более смерть очень близкого человека, от горя становится, я бы сказал, неадекватным. На психику давило и чувство вины перед матерью, что за много лет так ни разу и не проведал ее, ничего не знал о ее жизни и свалившей болезни. Тонкая натура художника и горе приводят в изменённое состояние его сознание, и он видит себя то в прошлом, то в будущем, которое трансформируется в настоящее. Одним словом, он начинает неадекватно реагировать на происходящее и чуть не кончает жизнь самоубийством. Только приход Пака мешает ему осуществить задуманное.
И все эти временные разрывы из прошлого в будущее, превращения травы в гусеницу, рыжей лисы в медсестру, мать как бы становится дочерью, а художник Лохов был то ее отцом, то мужем, то сыном, при чтении создают впечатление сумбурности. Но это философия восточного человека, его понимание жизни и смерти. Отсюда и название повести.
Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым.
Этот божественный символ в различных религиях несет свое сакральное значение о: жизни и здоровье, возрождении и забвении, плодородии, мужском и женском начале, духовном совершенстве, пробуждении.
Лохов, может, и знал об этом, но он ни о чём таком не думал, когда вкладывал в ладонь умирающей матери апельсин, разрезанный в виде лотоса. Ему лишь хотелось оправдаться перед матерью, как-нибудь дать ей понять, что все эти годы разлуки он прожил тяжко, тревожно, словно приговорённый к казни. Мать уже ни на что не реагировала и даже не узнавала сына, но ее угасающее сознание зацепилось за этот яркий предмет, который, возможно, ассоциировался с жаркой казахской степью и рекой Маныч ее детства. И как бы проводя параллель между угасанием и возрождением, главный герой захочет подарить такой же апельсин маленькой девочке своей давней знакомой.
Картины смерти, так натурально описанные автором, – заяц, задранный собаками, рыжая лиса, умершая в кладбищенской ограде, отец, погибший в первый день войны, наконец, умирающая мать, произвели на меня тяжёлое впечатление. После смерти человек, по прошествии некоторого времени (иногда очень продолжительного), долго можно рассуждать о перевоплощениях человека, о переселении душ, но у смертного одра есть только горе и сознание, что самого дорогого человека уже никогда не увидишь. А главное, не оправдаешься и не сможешь попросить прощения.
«Ох, пробегаешь ты где-то, а придёшь, и меня уже нету, и поплачешь ты, горько поплачешь, глядя на стул, где я последний раз сидела...».
Сергей Тарабукин
 
Многослойность, временные перемещения, образность, восточная философия – составляющие повести, в которой речь идет об общечеловеческих ценностях – материнской и сыновней любви, добре, зле, насилии, терпимости.
Думается, что произведения Анатолия Кима станут открытием для читателей.
В октябре встретимся на вечере поэтического настроения «Здесь я не нужна, там невозможна», посвященного 130-летию Марины Цветаевой.
Марина Беляева,
руководитель Клуба любителей литературы

Как вы оцениваете работу библиотеки?

PB9

 

2010-2022 © ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова" - 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д.8. library@nenlib.ru  
Все права на материал, размещенный на данном сайте, принадлежат НЦБ им. А.И. Пичкова.