Преступно ли любить преступницу…
"Чтец" Бернхарда Шлинка - о конфликте послевоенного поколения немцев с поколением родителей за преступления, совершённые ими во время Второй мировой войны.
"Мы все приговаривали наших родителей к позору, даже если мы могли обвинить их только в том, что после сорок пятого терпели у себя и среди себя преступников", - говорит герой романа Михаэль Берг.
Но это потом, когда студентом юридического факультета он попадёт на судебный процесс над военными преступниками, среди которых была и его Ханна.
А ещё эта книга, наверное, в большей степени, о драматичной любви героев. Она сделала их несчастными: Берг больше никого не смог полюбить, а она из-за него, косвенно, повесилась в тюрьме.
Пятнадцатилетнего Михаэля Берга совершенно случайно судьба свела с женщиной намного старше его, в которую он влюбляется, ничего не зная о ее прошлом. "Я ее не только любил, я ее выбрал. Я пытался убедить себя, что, выбрав Ханну, я ничего не знал о том, что она сделала".
Что мальчик Михаэль влюбился в Ханну, в это можно поверить, но в то, что это он выбрал ее и, тем более, самоуверенно рассуждать о какой-то любви к друг другу — это желаемое выдавать за действительность. На самом деле, он всегда был для нее "малышом" и "парнишой". И ещё — чтецом!
На Клубе мы как-то не задались вопросом, а почему автор назвал книгу "Чтец"? Да потому и назвал, что Берг, как читал мальчиком для нее, безграмотной, книги, так и потом, уже взрослым, продолжал читать: записывал на магнитофон, а потом отправлял кассеты с записями ей в тюрьму.
У Ханны не было близких людей, но случай помог ей заиметь живую 15-летнюю игрушку Михаэля Берга, пылкого любовника, который был возле нее, как преданная собачка, унижался и всегда просил у нее прощения за ее же жестокость и бесцеремонность.
Скорее всего, у Ханны было тяжёлое детство, раз не посещала школу и не выучилась даже грамоте, что давало, по-видимому, повод её сверстникам для насмешек и унижений, и она так зациклилась на этом, что была готова пойти на всё, даже на пожизненный срок, лишь бы скрыть свою безграмотность от окружающих. Может, поэтому и пошла в своё время в концлагерь надзирательницей, потому что сама могла властвовать над другими, и где милосердия не могло быть в принципе.
Допустим, Ханна не была такой жестокой к узницам концлагерей, как всемирно известные Эльза Кох ("Бухенвальдская ведьма", "Фрау Абажур"), Мария Мандель ("зверь" и "бестия"), Ирма Грези ("Ангел смерти") и другие, но, как и ее поколение, одурманенное фашистской пропагандой, она искренне считала славян и евреев недочеловеками и подлежащими к уничтожению. Поэтому, она и не раскаялась на суде, а потом и за долгие годы в тюрьме.
Деньгами, которые передала через Берга женщине, написавшей книгу об их зверствах, Ханна как бы откупалась за совершённые преступления, но не раскаивалась. Женщина это поняла и не приняла деньги.
Через восемь лет, увидев Берга на судебном процессе, Ханна вряд ли испытала к нему какие-то нежные чувства. Скорее, она должна была почувствовать раздражение, неудовольствие, досаду и даже огорчение, что ему стало известно о ее преступном прошлом.
Бесхребетный и слабохарактерный герой-любовник и на самом деле ударился в панику и до конца романа терзается мыслью: не является ли сам преступником, так как любит и продолжает любить преступницу.
Их недолгая, но бурная и яркая связь, так сильно повлияла на детскую психику Берга, что с никакой другой женщиной он уже жить не мог. Настоящий сдвиг по фазе! А как ещё сказать? Человек всю жизнь любил фантом. И довёл своей виртуальной любовью женщину до петли, потому что своим постоянным незримым присутствием, своим голосом на магнитофонной ленте, он и в ней пробуждал какое-то чувство, а в тюрьме, может быть, даже настоящее. По-моему, с его стороны это было эгоизмом: лезть в чужую душу, пусть даже с добрыми намерениями. На Клубе к единому мнению по этому поводу не пришли.
В отличие от Берга, Ханна сознавала разницу в возрасте между ними, которая со временем увеличивалась и понимала, что дважды в одну и ту же реку не войти. А жалости она ни от кого не хотела. Да и не испытывала ее ни к себе, ни к людям. Поэтому и ушла из жизни.
А о конфликте нового поколения и довоенного Шлинк особо и не распространяется. "Когда сегодня я вспоминаю те годы, меня поражает, как мало наглядного материала у нас было, как мало фотографий, показывающих жизнь и смерть в лагерях", - оправдывается он устами Берга.
В Советском Союзе ужасы Второй мировой войны впервые показал 1961 году художественный фильм "Нюрнбергский процесс".
В 1965 году вышел на экраны советский двухсерийный документальный фильм "Обыкновенный фашизм" режиссёра Михаила Ромма.
В 1978 году вышел на экраны телевизионный документальный сериал Романа Кармена "Великая Отечественная" или "Неизвестная война".
Сергей Тарабукин, читатель