Где деньги говорят, там правда молчит
Большинство своих сюжетов для пьес А. Н. Островский брал из жизни купечества и дворянства. Автор ничего не говорит, как разбогатели Мамаев, Крутицкий, Городулин, Турусина, но пишет, что Мамаев — состоятельный барин, Крутицкий — ваше превосходительство, Турусина — богатая вдова, Городулин тоже не бедный человек. У них есть деньги и положение в обществе и от их расположения и участия зависит судьба таких безденежных молодых людей, как Курчаев и Глумов. Но, если первый мечтает разбогатеть, чтобы вести пустую, праздную жизнь, то для Глумова деньги — это положение в обществе, репутация и карьера. «Добиться тёплого места и богатой невесты можно и здесь», - говорит он матери. Ни о каких угрызениях совести, ни о каких моральных страданиях нет и речи: «Я - умён, зол и завистлив и буду делать карьеру через знакомства в свете».
Умному Глумову очень хочется выйти в люди, только он не Молчалин, которому «не должно сметь своё суждение иметь», и не Чацкий, чтобы прислуживаться, но для достижения своей цели надо «и не иметь» и «прислуживаться». И чтобы хоть как-то перед собой оправдаться, он заводит дневник. «Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мёд». Собственно, дневник в пьесе и есть то ружьё, которое в первом действии висит на стене, а в последнем — стреляет. Потому пьеса и называется «На всякого мудреца довольно простоты», то есть не всё можно предусмотреть.
В пьесе нет положительных героев, и Глумов не благородный персонаж, но он никому не делает зла. Если в пьесе «Свои люди — сочтёмся» Захар Подхалюзин обманул купца Большова и бросил его в долговую яму, обещал свахе и стряпчему большие деньги за содействие в достижении своей цели и не заплатил, то Глумов честен с теми, кто ему помогает. Даже оболваненные им Глумовы признаются, что обман не принёс им никакого вреда. Более того — они признаются, что хотели быть обманутыми и, в сущности, не имеют претензий к Глумову.
И то, что Глумов в своём дневнике глумится над людьми, их слабостями и недостатками, то это - своего рода диагноз им всем, про который они и так прекрасно знают. Не настолько они все глупы, чтобы не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно.
Поэтому, после финального обвинительного монолога Глумова, все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «вернуть и приласкать». Чего, например, светское общество лет пятьдесят назад в схожей ситуации не простило Чацкому, признав его сумасшедшим. Или же невозможность простить Хлестакова, потому что там все были обмануты скопом.
- Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя? Вы сами то же постоянно говорите друг про друга, только не в глаза. Если б я сам прочел вам, каждому отдельно, то, что про других писано, вы бы мне аплодировали.
И с обречённостью человека, которому терять уже нечего, ещё и нагло обвиняет их и даже угрожает: «Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все - тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется».
Некоторые критики пишут, мол, Мамаевы испугались, что Глумов снова примется за свои эпиграммы, и они будут опаснее прежних. Но, во-первых, содержание дневника уже обнародовали и ничего нового про Мамаевых Глумов больше написать не может. Во-вторых, в Москве про их закулисную жизнь свет и так всё знает, а на мнение мещан Мамавым наплевать.
Мамаевы решают вернуть Глумова и приласкать, потому что он удобен и всем нужен. Но это пока. Будь в драматическом произведении эпилог, Островский наверняка по-другому бы развязал интригу: на приданое Машеньки предприимчивый, оборотистый, хваткий Глумов заведёт своё дело и разбогатеет. И, естественно, его уже ничто не будет связывать с ними.
А. Н. Островский в большинстве своих пьес наглядно показал, что главной движущей силой в купеческой и дворянской среде являются деньги. Наличие или отсутствие их определяет место человека в обществе, отношение к нему. Благодаря им человек в таком обществе может чувствовать себя уверенно и независимо. Чего, собственно, хочет добиться и Глумов при помощи того же Мамаева и компании.
Отношения героев пьесы построены на деньгах. Ни о какой любви в пьесе речь не идёт, голый расчёт. Машенька любит гусара Курчаева, но: «Я не пойду замуж без денег и никакой чахотки со мной от этого не будет».
Машенька, возможно, любит Курчаева, а он влюблён в ее приданое. Глумов даже осуждает его: «Оглянитесь на себя: какую вы жизнь ведёте». На что тот резонно отвечает: «Все ведут такую — ничего, а я виноват. Нельзя же за это лишать человека состояния, отнимать невесту, отказывать в уважении».
Какая горькая ирония! Спустя время, Глумов, почти такими же словами, будет и сам обвинять общество Мамаевых за утраченные перспективы своего будущего.