ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова"  

Слово – силушка большая

1 марта в Великовисочной сельской библиотеке для учащихся 6 класса прошел вечер – портрет «Северная сказительница Маремьяна Голубкова», посвященный 130 – летию со дня рождения писательницы.
golОт Маремьяны Романовны записано свыше 400 песен, много причетов, пословиц, загадок. Её способности импровизатора находили выражение в плачах. Оптимизмом проникнуты сказы о новой жизни печорских крестьян и рыбаков на фоне прекрасной и суровой северной природы.
На мероприятии вниманию слушателей была представлена увлекательная информация о биографии и творчестве печорской писательницы.
Родилась сказительница в д. Голубкова Нижне – Печорского района Ненецкого Автономного округа Архангельской области в семье батрака. Голубково – деревня Пустозерского сельсовета, расположена на берегу голубковского шара. Возникла в начале 16 века, как промысловая жира Пустозерска.
Жизнь Маремьяны Романовны в детстве и юности была горькой, безрадостной. До семи лет ходила в няньках, на кусок хлеба зарабатывала, а с семи лет в работницах была у хозяев. В каждой деревне Нижнепечорья были свои былинщики плачей, сказочники, любовью Маремьяны были песни. Имея отличную память, она с детства запоминала каждую услышанную песню. В песнях искала утешения от обид и горестей, поэтому она и смогла освоить огромное песенное наследие своего народа. А от песен родились и причитания, в которых Маремьяна выливала переполнявшую сердце скорбь. Первое свое причитание, сложенное девочкой – батрачкой, и записанные позднее Николай Павлович Леонтьевым, можно считать первым её произведением, началом творческого пути даровитой печорянки. Последний свой плач – причитание проплакала над умершим мужем.
Пришла новая жизнь, Маремьяна Романовна вступила в колхоз, почувствовала себя человеком нужным и полезным людям, и захотелось ей поделиться с кем-то, кому-то рассказать о своей судьбе. Именно в это время она встретилась с Николаем Леонтьевым, который начал пробовать свои силы в журналистике. Поехав на Север, на Печору, стал сотрудничать в газете Ненецкого округа «Нярьяна Вындер». И ещё его, кроме журналистики, привлекало изучение устного народного творчества – фольклор. Он записывает у печорских крестьян десятки былин и сказок, сотни старинных песен, тысячи пословиц и поговорок. Особое место для Николая Павловича занимали плачи. Случай свел его с сорокалетней Маремьяной Голубковой, которая знала и могла импровизировать много свадебных, рекрутских, похоронных причитаний. Одно из них «Я не жизнь жила, горе мыкала», которое потрясло журналиста, было опубликовано в областной газете. Это был сказ о горькой судьбе женщины-крестьянки.Так начиналось творческое содружество Голубковой и Леонтьева – с записи сказов. По – настоящему талант печорской сказительницы развернулся в повести, созданных совместно уже с Леонтьевым Николаем Павловичем. Приехав в Москву, он обратился во Всесоюзный дом народного творчества с предложением пригласить одного из знакомых ему печорян в столицу, чтобы по материалам из жизни этого человека написать цикл рассказов, а может быть повесть. Его поддержали. Из трех кандидаток колхозниц из Нижнепечорья, наиболее одаренных поэтически, с опытом нелегкой жизни, выбор пал на Голубкову. Осенью 1940 года сказительница приехала в Москву, поселилась в поселке, и через 3 месяца повесть «Два века в полвека» была написана. Глава о событиях войны появилась позднее, в 1944 году. В основу повести-сказа легли события жизни писательницы, её рассказы дополненные наблюдением и записями Николая Леонтьева. С реалистичностью и полнотой, точностью даны в повести картины быта печорского крестьянства, рыбных промыслов. Год спустя появляется вторая повесть «Оленьи края». В основу книги легли подлинные события, пережитые авторами. Николай Павлович Леонтьев после тяжелого ранения на фронте и лечения в госпитале отправляется в составе экспедиции на поиски нефти в Большеземельскую тундру. В качестве коллектора и приглашает с собой Голубкову, которой исполнилось 52 года и перенесшей смерть двух сыновей, погибших на фронте. Испытывая трудности и лишения в поисках нефти вместе с геологами-разведчиками пешком пробираются в поисках «заветного клада» через топкие грязи тундровых дорог. Трилогия «Мать Печора» завершается повестью о мирном труде печорских рыбаков уже в послевоенное время.Коллективизация, ликвидация безграмотности, создание коллективного хозяйства, мирная жизнь крестьян Маремьяна Голубкова выступает здесь в роли рассказчицы Трилогия «Мать Печора» это новый путь поиска возможностей народного фольклорного творчества на основе литературы. Творческое соавторство обогатило Маремьяну Голубкову и Николая Леонтьева и показало полувековую историю Печорского края и его тружеников.
На мероприятии также читатели слушали стихи, смотрели видеозаписи исполнения песен Великовисочного народного фольклорного коллектива «Северный родник». Ребятам было интересно познакомиться с жизнью и творчеством талантливой писательницы - Маремьяны Романовны Голубковой.

PB9

Как вы оцениваете работу библиотеки?

 

Copyright © 2010, ГБУК НАО "Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова" - 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д.8. library@nenlib.ru  
Все права на материал, размещенный на данном сайте, принадлежат НЦБ им. А.И. Пичкова.