Великий гуманист
Мартовское заседание Клуба любителей литературы было посвящено творчеству известного русского писателя, правозащитника Владимира Галактионовича Короленко. Участники встречи говорили о рассказах «Сон Макара», «В дурном обществе», «Чудная», повести «Слепой музыкант». По традиции делимся с Вами, уважаемые читатели, отзывами о прочитанном.
«Слепой музыкант» - трогательная повесть о доброте, любви, сострадании. Эта грустная история учит слушать звуки и слышать (!) цвет. Короленко дарит нам мир, который мы еще не видели. Книга построена на описаниях природы, цветов. Сквозь строчки повести слышится музыка всего мира. Главный герой произведения находит себя в служении обществу, с помощью музыки. Данная повесть о преодолении недугов, которые мешают стать полноправным гражданином».
Эдуард Казан
«Короленко - совесть литературы
Уважаемые читатели, мы со школы знакомы с творчеством писателя Владимира Галактионовича Короленко. Все помнят его рассказы «Дети подземелья» и «Слепой музыкант», но мало кто, наверное, перечитывал их после школы, а уж биографию его и вообще никто толком не знает. В этом году ему исполняется 170 лет со дня рождения, и члены литературного Клуба на очередном заседании обсуждали творчество писателя. Естественно, новое знакомство началось с его биографии.
Я, например, думал, что Короленко остался в 19 веке, а он, оказывается, умер в 1921 году, в год смерти А. Блока и расстрела Н. Гумилёва, со смертью которых, как считается, закончился Серебряный век. Короленко был связан с революционным движением, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам, заслужил признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период гражданской войны и советской власти. Современник называли его «праведник русской литературы», «адвокат слабых и угнетённых», «нравственный гений».
После революции и Гражданской войны творчество писателя потеряло остроту и злободневность: Валек и Маруся из «Дурного общества» («Дети подземелья») растворились в миллионах беспризорных детей, никого не волновала судьба слепого музыканта, равнодушными оставались люди к судьбе Макара из рассказа «Сон Макара», не вызывала сострадания и жалости юная революционерка Морозова из очерка «Чудная». У всех этих героев были прототипы, а судьбы одиночек кому интересны? Для власти нужна была другая литература.
И вышли в свет новые произведения: «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» А. Макаренко, автобиографические повести Л. Пантелеева и Григория Белых «Республика Шкид» и др. Но это уже из другой оперы.
Я советую взрослым читателям вернуться к Короленко. У меня, например, на глазах стояли слёзы, когда перечитывал «В дурном обществе». Не вселенским горем показались мне страдания слепого музыканта из богатой семьи, когда рядом нищенствовали такие же несчастные слепые. Жалко было юную Морозову, умершую от чахотки в ссылке».
Сергей Тарабукин
Очень полезно читать и перечитывать известные с детства произведения, поскольку с возрастом они становятся ближе и понятнее – так рассуждали в течение вечера клубовцы.
Темой апрельской встречи станут новеллы французского писателя и переводчика Проспера Мериме.
Мария Беляева, руководитель клуба