Весенняя встреча Клуба любителей литературы
В общероссийский День библиотек состоялось заседание любителей литературы.
Встреча началась с поздравлений именинников – В.И. Бараничевой, В.В. Орлова, Э.Э. Казана.
Продолжили заседание обсуждением повести В. Ф. Тендрякова «Ночь после выпуска». Известному советскому прозаику в 2023 году исполняется 100 лет со дня рождения.
В центре произведения писателя – выпускники школы и их учителя. Оживленная дискуссия стала разговором не столько о повести Тендрякова, сколько о проблемах школы во все времена.
Вот как рассуждает Сергей Тарабукин.
«Когда уйдём со школьного двора…»
На очередном заседании Клуба любителей литературы обсуждали повесть «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова о проблеме школьного образования и воспитания. Я не педагог и не могу ратовать ни «за», ни «против», но повесть вызвала у меня откровенное недоумение. Такое ощущение, что учителя в выпускной вечер проснулись от летаргического сна и увидели, что выпускники абсолютно не готовы к взрослой жизни, у них нет планов на будущее, а всё потому, что учебный процесс был пущен на самотёк. И вот после бала в учительской начинается разбор полётов: «Кто виноват?» и «Что делать?».
После долгого нудного разбирательства виноватыми оказались все. В той или иной степени. А вот исправить ситуацию было уже поздно: птички упорхнули и сразу же у некоторых, как оказалось, коготки увязли. У пятерых точно. В том числе у единственной отличницы в школе, которая своим демаршем на балу ужаснула учителей.
Тендряков недолго после ранения преподавал в сельской школе военное дело, потом был комсомольским работником в горкоме комсомола, потом внештатным сотрудником в журнале «Огонёк». Может, в бесчисленных командировках по стране ему приходилось писать очерки про школу, но мог ли он так хорошо знать школьную жизнь изнутри? Повесть была написана в 1974 году, когда Тендряков был уже известным писателем, и так как школьная тема ему была близка, он, вероятнее всего, был частым гостем в школах, но гостям обычно показывают фасад, а что за ним, для постороннего человека остаётся тайной.
Понятно его желание привлечь внимание читателей к проблеме школьного образования и воспитания. Он так и ответил на вопрос журналиста: «Школа давала лишь определённую сумму знаний, но не учила ребят жить, не давала профессии — именно об этом и говорила на выпускном вечере отличница Студёнцова, не щадя учителей».
Вот тут, по-моему, Тендряков не прав. Основная масса учеников уже в школе определялась: пойти учиться в ВУЗ или в какое-нибудь среднее специальное заведение. Выбор зависел от финансовых возможностей родителей. Даже не знаю, что и подумать: неужели Тендряков серьёзно думал, что старшеклассники до выпуска не думали о своей дальнейшей судьбе? Или автор таким образом обостряет конфликтность в сюжете во многом надуманных. При чтении мне так и хотелось крикнуть: «Не верю!».
Сам Тендряков говорил, что каждый писатель должен обострять конфликтность потому, что, когда мы обостряем конфликтность, проступают резче человеческие отношения. Именно в драматических ситуациях каждый человек демонстрирует, чего он, в конечном счёте, стоит.
Ну и зачем, спрашивается, он обострил ситуацию в повести «Ночь после выпуска» у обелиска? На пустом месте он перессорил друзей до смертной обиды, сделал их предателями и безмолвными убийцами своего товарища, пусть и гипотетически. Я не говорю, что такая ситуация невозможна в принципе, но только не в выпускной вечер. В данном конкретном случае она выглядит фальшиво. Как фальшиво всё в этой повести: демарш отличницы перед выпускниками школы в такой торжественный момент; целый вечер никто не мешает ученикам выяснять отношения у обелиска, наверное, самого людного места в этом небольшом городке.
Зачем было Тендрякову разыгрывать спектакль в учительской после выпускного вечера? О проблемах учёбы преподаватели говорят на каждом педсовете. А так создаётся впечатление, что они в первый раз за всё время подняли тему воспитания и образования. Как автор этого не учёл — непонятно.
- Целый вечер спорили — дым коромыслом. И на что только не замахивались: обучение и увлечение, равнодушие и преступность, ремесленничество и техническая революция. А одного не заметили… На наших глазах сегодня родилась личность! Событие замечательное!
И опять конфликт не на пользу сюжету. Это что же получается, учителя признали свою некомпетентность? И снова Тендряков не прав: учителя о своих учениках знают больше, чем он думает, знают, кто на что способен, чем дышит. И даже кем станет. Пусть не всё — но знают. А у кого как потом карта ляжет — это от них уже не зависит.
Почему-то у Тендрякова никто из учителей не переложил хотя бы часть вины за воспитание детей на родителей, на улицу? А государство? Пропасть между богатыми и бедными, двойные стандарты, ложь, коррупция. Меня на Клубе упрекнули, что тогда не было олигархов. Слова такого не было, а очень богатые были, как и бедные тоже. Детей воспитывали на литературных героях, а они видели правду жизни.
В 1979 году Тендряков пишет повесть «Расплата», где сын-школьник убивает отца. Не в назидание ли? Всем! Он никаких рекомендаций правильного воспитания детей не даёт, он только заостряет внимание общества на проблеме воспитания подрастающего поколения, потому что идеального воспитания нет ни в одном обществе, а до роботизации ещё не дошли.
Жена Владимира Фёдоровича журналистка Наталья Григорьевна Асмолова-Тендрякова говорила: «Если посмотреть на все его вещи — на повести, на новеллы, на романы — нигде в них нет конца, нет точки. Всегда открытый конец. Потому что это продолжение того же его разговора. Его разговора с собой бесконечного, его разговора с собеседником».
Пусть каждый сам додумывает финал. Трудно сказать, убьёт ли уголовник Яшка Генку, как обещал, но друзьями этим ребятам уже не быть, только сообщниками.
- Юль-ка-а! - Качнулся Игорь к Юлечке, - Скажи, Юлька, как это мы?.. Чуть-чуть не стали помощниками Яшки.
- Стали, - жёстко отрезала Юлечка. - Согласились помочь Яшке. Молчанием.
Знаменательно, что эти слова Юлечка произносит у обелиска.
«Убитые уже не могут ни ненавидеть, ни любить. Но живые хранят их имена. Для того, наверное, чтоб самим ненавидеть убийство и убийц. Бывшие школьники отводили глаза».
Мне кажется, что Тендряков только ради этой финальной сцены поместил бывших школьников в своеобразный вакуум без людей у обелиска.
Очень символично! Живые и мёртвые. «И живые позавидуют мёртвым».
Эдуард Казан представил такой отзыв.
«Ночь после выпуска – какая она?!
«Плохой человек не тот, кто не читал
ни одной книги; плохой человек тот,
кто прочитал всего одну книгу.
Опасны не полные неучи, опасны недоучки».
Из повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска».
Владимир Федорович Тендряков – современный прозаик, ставящий злободневные проблемы нашего общества. Он задает вопросы себе и своему читателю о смысле человеческого существования. Главное для писателя – это воззвать к нашему сознанию, воспитать или пробудить в читателе общественное неравнодушие.
О чем книга? О подростках, их учителях и родителях. Повесть – не просто литературное произведение с глубоким смыслом. Это – целая энциклопедия педагогических кейсов с вопросами:
- почему во всех грехах, случившихся со школьниками, виновата школа?
- может ли учитель стать причиной неудач выпускника уже во взрослой жизни?
- так ли хорошо учить справедливости?
- кто такие отличники? Хорошо ли им в школе?
- какие знания мы пытаемся впихнуть в своих учеников? Нужны ли им они такие, какие мы их преподносим?
И это только малая часть возникающих после прочтения вопросов. Книга переносит нас в 70-е годы 20-го века. Но она не теряет своей актуальности и в наши дни. Ни люди, ни их переживания, ни тем более, система образования со своими проблемами – не изменились.
Как не просто взрослеть, искать свой жизненный путь, «вылетать» из родительского и школьного «гнезда»! Перед каждым из выпускников открывается «тысяча дорог», казалось бы, выбирай любую, по сердцу, по уму… Но оказалось, что выбрать могут единицы…, единицы по-настоящему увлеченных и интересных ребят. Для остальных это время растерянности. Выпускной вечер, начавшийся с праздника и ликования, оказывается скомкан и подавлен выступлением лучшей ученицы выпуска Юлии Студенцевой, открыто признавшейся в своей потерянности, отчаянии перед выбором дальнейшего жизненного пути. Кто-то из учителей возмущен ее черной неблагодарностью к школе, кто-то увидел в этом рождение нового самостоятельного человека. Очень неоднозначная ситуация, которую собрались обсудить все учителя. А разговор затронул самые непростые темы: о путях и методах преподавания, о необходимости воспитания личности. А в это время в ночи над обрывом у реки сидят эти самые личности и вступают во взрослую жизнь. С ее жестокостью и неуверенностью, с откровениями и злостью, с подлостью и предательством. Они так близки от непростительной ошибки, они горячи и эгоистичны, но жизнь дает им еще один шанс спасти себя и друга…
Вывод: Думаю, повесть интересна в первую очередь старшеклассникам и их родителям. Для меня выпускной и дальнейшее самоопределение в жизни – пройденный этап. Поэтому прочитал для общего развития. Приведу три цитаты, которые мне понравились.
«Откуда знать мальчишке, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства – горькое чувство одиночества. Об этом часто не догадываются и взрослые».
«Конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен».
Как в старину от умения отдельного кустаря-сапожника зависело качество сапог, так теперь от учителя зависит качество знаний, получаемых учеником».
Всем желаю приятного чтения, чередующегося с размышлением».
Примечательно, что тема повести созвучна Году педагога и наставника, и в обсуждении активное участие принимали учителя и преподаватели учебных заведений Нарьян-Мара.
Марина Беляева, руководитель Клуба.