Ко Дню семьи, любви и верности
День семьи, любви и верности – это светлый праздник, уходящий корнями в православие. Отмечаем мы его 8 июля. Именно в этот день (а по старому стилю 25 июня) православная церковь чтит память Преподобных Петра и Февронии. Они испокон веков считались на Руси покровителями семьи и брака, их супружеский союз считался образцом.
На выставке «Когда мы дома всей семьей…» представлены статьи из журналов, работы ученых и художественная литература о ненецкой семье.
Автор книги «Народная педагогика: на примере жизни и быта ненцев» В. А. Ханзерова родилась и выросла в тундре. Поэтому она так интересно и со знанием дела описывает практическую народную (ненецкую) педагогику.
«Ненецкие семьи – «крепкие», - отмечает Ханзерова Валентина Артемьевна в своей книге «Народная педагогика. На примере жизни и быта ненцев», - потому что, тундра дает хорошие уроки жизни. С самого раннего детства ребенок окунается в атмосферу труда, он не видит безделья: мальчик сидит в люльке (ебц), а мама дает ему кусочек веревки, и он играет ею. Сидя на нартах, наблюдает, как мужчины тынзеями ловят оленей, старшие мальчики бегают за ними и делают то же самое. Все трудовые процессы усваиваются на практике непринужденно, учит сама жизнь. Когда сын подрастает, отец берет его в стадо на дежурство, на рыбалку, на охоту… «.
А Коскова Варвара, изучив работы, таких авторов как: Хомич Л.В., Евсюгин А.Д., Бармич М.Я. , Ханзерова В.А. и др. написала интереснейшую статью на тему: «Особое положение ненецкой женщины в обществе» (работа выполнена в рамках VIII Всероссийской олимпиады по школьному краеведению, под руководством Москвиной Т.С., учителем русского языка и литературы), где она отметила, что …«5-7 лет девочку начинали приобщать к труду через игру (шили одежду для кукол, выделывали шкуры, приготовляли жилы). К 14- 15 годам девушка могла самостоятельно выполнять все женские работы и становилась невестой, и с этого же времени она должна была соблюдать все запреты. Каждая девушка готовила приданое. Семья жениха платила за невесту выкуп, размер которого колебался от 10 до 200 оленей. Выкупу соответствовало и приданое: одежда, олени для упряжки, нарты, постельные принадлежности, нюки для чума. Таким образом, девушка приходила в семью мужа не с пустыми руками. Через практические дела мужчина выражал женщине свое уважение: мастерил прочную, удобную нарту, выбирал для упряжки легко управляемых оленей. В решении важных вопросов советовался с ней.
В ненецких сказках и легендах мужчина перед разговором начинает трогать металлические украшения на косах, а потом советуется о своих намерениях. Такую сцену можно увидеть в эпической песне «Два Сэротэтта». (Эпические песни ненцев. - М., 1965.- С. 225). «По обычаю мужчина идет впереди женщины и детей: в сложных условиях тундры он должен защитить её и детей».
Коскова Варвара ученица Андегской школы и отрадно, что она провела исследовательскую работу: записывала жизненные ситуации из опыта жизни ненецких семей, и пришла к следующим выводам: … что женщина пользовалась уважением, её роль в жизни ненецкого народа высока, на ней лежала ответственность за благополучие всего народа.
Особое же положение женщины с наступлением половой зрелости определялось: а) религией, б) кочевым образом жизни в суровом климате тундры.
Женщина всегда самоотверженно выполняла возложенные на неё обязанности. Служила своему роду, семье.
Несомненно, надо отметить, что правила, связанные с понятием «нечистоплотности», имели ещё и воспитательные цели, формировали поведение подрастающих девочек, прививали такие качества, как скромность, аккуратность, чистоплотность.»
О ненецкой семье, о роли женщины и мужчины в семье написано в следующих журналах и газетах, которая выписывает наша библиотека: «Вынгы вада», «Высокий возраст», «Северные просторы», «Ямальский меридиан».
Статьи из журнала «Вынгы вада» посвященные ненецкой семье:
· Талькой, И. Род семьи Ледковых / Ильне Талькой // Вынгы вада. - 2008. - №1. - С. 24-25.
· Ледкова, А.М. и др. Род семьи Ардеевых - Ледковых / А.М. Ледкова и др. // Вынгы вада.- 2009 г. - № 1. - С. 26-29.
· Талькой, И. Настоящий полковник из рода семьи Выучейских / Ильне Талькой и Вячеслав Выучейский // Вынгы вада. - 2009. - №2. - С. 26-29.
· «Семейный уклад» / Светлана Тайбарей // Вынгы вада. - 2009. - №3. - С.16.-17.
· Ардеева, А. Родина… Родина… тропы оленьи / Ангелина Ардеева // Вынгы вада. - 2010. - № 2 .- С. 10-13.
· Ардеева, А. Род семьи Ледковых / Ангелина Ардеева // Вынгы вада. - 2011. - №2. - С. 20-23.
Небольшая выдержка из статьи журнала «Вынгы вада» о ненецкой семье: «У пастуха в тундре есть три спутника, которых надо беречь – хозяйка чума, олень и Оленегонная лайка» - эту заповедь на всю свою жизнь запомнил Ледков Николай Егорович от своего отца, она воспитало в нем ответственность за дело и семью. Оленевод, ветеран ВОВ, Начальник оленеводческой бригады, помощник по политической части в Индигском оленсовхозе, председатель колхоза «Тиманец» депутат Ненецкого окружного Совета депутатов. Но, как бы, ни был занят Николай Егорович, он всегда трепетно и нежно заботился о своей семье. Он понимал, что семья его надежный тыл и опора. (Род семьи Ледковых// Вынгы вада = Слово тундры.-2011.- №2.- С. 20-23.).
Статьи из журнала «Высокий возраст», посвященные ненецкой семье:
· Талеева, Ю. Женщина тундры / Юлия Талеева // Высокий возраст. - 2011. - №1.- С. 34-35.
· Михайлов, А. И цвет они чувствуют, и мороз они видят… / Андрей Михайлов // Высокий возраст. - 2011. - №1.- С. 16-17.
· Ханзерова, И. Вечная книга с названием «Тундра» / Ирина Ханзерова // Высокий возраст. - 2012.- №1.- С. 24-26.
· Канев, Ю. Солдат оленной армии Алексей Ледков / Юрий Канев // Высокий возраст. - 2012. - №2. - С. 26-28.
Статьи из журнала «Северные просторы», посвященные ненецкой семье:
· Омельчук, А. Маленького добра она не признает / Анатолий Омельчук // Северные просторы. - 1986.- № 1- С. 18-19.
· Неркаги, А. Анна Неркаги: «…гибель любой народности, будь то ненцы, ханты или селькупы, отразиться со временем на здоровье всего человечества»/ Анна Неркаги // Северные просторы. – 1989. - №1. - С. 6-7.
· Липатов, Л. Выкуп за вольного человека / Людмила Липатова // Северные просторы. – 2004/2005. – С. 36-39.
· Лапсуй, А. Смотри, ребенок играет свою судьбу / Анастасия Лапсуй // Северные просторы. – 2006. - № 1-2. – С.26-33.
· Сязи, А. М. Прекрасное в формах бытия / А. М. Сязи // Северные просторы. – 2006. - №1-2. – С. 64-66: фото.
· Окотэтто, М. Май год кормит / Михаил Окотэтто // Северные просторы. – 2006. - № 1-2. – С. 66-67: фото.
· Сусой, Е. Нас знают, и это очень важно / Елена Сусой // Северные просторы. – 2006. - №1-2. – С. 116-118: фото.
· Чубарова Л. Я мал / Людмила Чубарова // Северные просторы. – 2010. – С. 96-99: фото.
· Головня, Е. Выбор / Екатерина Головня // Северные просторы. – 2011. – № 4. – С. 78-83: фото.
· Амелина, М. В тундре все тундрово / Маша Амелина // Северные просторы. – 2011. - № 3. – С. 72-77: фото.
· Амелина, М. Паницы на все времена / Маша Амелина // Северные просторы. – 2012. – № ¾. – С. 80-81.
Произведения художественной литературы, отражающие жизнь и быт ненецкой семьи: Ледков В.Н. Начало большого дня (М.,1988); Пичков А.И. За синим камнем (Нарьян-Мар, 2000) и повесть «Сятук» (В книге «Живая тундра»); Явтысый П.А. Семь кочевий к горизонту (Нарьян - Мар, 2009); Неркаги А. Северные повести (М., 1983); Вэлла Ю. Ветерок с озера (Ханты-Мансийск, 2008); Ядне Н. Я родом из тундры (М.,1999),
Составитель Н.Н. Талееева,
библиотекарь 1 категории Отдела Севера