4 июля отдел Севера Ненецкой центральной библиотеки имени А.И. Пичкова провел мероприятие
«Когда мы дома всей семьей», посвященное светлому празднику семьи, любви и верности. Мероприятие началось с компьютерной презентациии, затем Талеева Надежда Николаевна представила обзор книг с выставки «Когда мы дома всей семьей…».
Гости мероприятия выразили свою благодарность в «Книге отзывов» Отдела Севера. Например, Матрена Ивановна Талеева, поэтесса, педагог оставила такие слова: «Замечательное мероприятие «Когда мы дома всей семьей»= «Мядндер мал мякнандо мэ»! Надежда Николаевна сделала интересную презентацию о писателях, этнографах, поэтах, которые в своих произведениях написали о ненецкой семье, о быте и культуре. Мероприятие закончилось показом видеофильма «Удивительное путешествие в тундру»: о жизни ненецкой семьи в стойбище», где исполняются ненецкие песни Т. Лар, очень мелодичные, тихие, жизненные. Надо больше проводить таких мероприятий в школах округа, в поселках нашего региона».
Обзор выставки «Когда мы дома всей семьей…»
На выставке представлены научные работы, статьи из журналов и художественная литература о ненецкой семье.
О ненцах писали многие исследователи Севера. Например, Людмила Васильевна Хомич в своей книге «Ненцы» (М., 1966 г.) отмечала, что жизнь ненецкой семьи находилась в тесной связи с основным занятием ненцев - оленеводством. Мужчина регулировал перекочевки, выбирал места для пастьбы, караулил стадо, обучал оленей для упряжи, отбирал оленей на убой и т.д. Работы, которые выполняла женщина, можно разделить на 4 группы: 1) установка и разборка чума, 2) приготовление пищи, 3) пошив и починка одежды, 4) забота о детях.
Мария Яковлевна Бармич родилась в Канино-Тиманской тундре, в семье оленевода-охотника. Бармич внесла огромный вклад в развитие ненецкой письменности. Она автор более ста сорока научных работ, учебников и пособий для ненецких школ.
О ненцах писали такие исследователи Севера как А. Шренк, С. Максимов «Год на Севере», Стивен Берроу и многие другие. Писали о ненцах всякое и по-разному, но основные черты, свойственные большинству, отмечали все: трудолюбие, доброту, гостеприимство, честность, доверчивость, сдержанность. Ненцы – дети природы, тундра кормила, одевала, лечила и воспитывала их. Это единство с природой, особые условия (разобщенность), образ жизни в основном и определяли типичные черты характера народа.
С таким уважением и любовью к своему маленькому народу написано в книге «Народная педагогика: на примере жизни и быта ненцев», автором которой является Валентина Артемьевна Ханзерова, заслуженный учитель России, известный в округе педагог. Валентина Артемьевна родилась и выросла в тундре, поэтому она так интересно и со знанием дела описывает практическую народную (ненецкую) педагогику.
Варвара Коскова, ученица Андегской школы, изучив работы таких авторов как Хомич Л.В., Евсюгин А.Д., Бармич М.Я., Ханзерова В.А. и др. написала интереснейшую статью на тему: «Особое положение ненецкой женщины в обществе». Эта работа была выполнена в рамках VIII Всероссийской олимпиады по школьному краеведению под руководством Москвиной Т.С., учителя русского языка и литературы.
Также Каскова Варвара провела исследовательскую работу: записывала жизненные ситуации из опыта жизни ненецких семей, и пришла к следующим выводам: … что женщина пользовалась уважением, её роль в жизни ненецкого народа высока, на ней лежала ответственность за благополучие всего народа.
Особое же положение женщины с наступлением половой зрелости определялось: а) религией, б) кочевым образом жизни в суровом климате тундры. Женщина всегда самоотверженно выполняла возложенные на неё обязанности. Служила своему роду, семье.
Из художественных произведений, знакомящих с жизнью и бытом ненцев, можно порекомендовать произведения Василия Николаевича Ледкова, поэта и прозаика, который родился в большеземельской тундре в семье оленевода. Его книга «Нгарканд ялянд нербя» написана на ненецком языке с мягким юмором характерным для ненцев.
Повесть «За синим камнем» Алексея Ильича Пичкова, ненецкого поэта, прозаика и журналиста. Родился в Канинской тундре в семье оленевода. Вот как он говорил о повести в одном из интервью: …фактически написано по рассказам Александры Алексеевны (жена Пичкова). Там в качестве одной из героинь я использовал образ Опы, это мать Александры Алексеевны, там сама Сандрако, Вася есть там. Это брат ее родившийся Платошка. Они реальные люди. Труд и воспитание детей легли на женщин во время войны. Они сумели выстоять, ловя рыбу и сдавая ее на фронт…». Повесть «За синим камнем о ненецкой семье в годы войны 1941-1945 гг.
Из современных авторов ненецкой земли можно назвать произведение Лукерьи Валей «На ладонях тундровых просторов». Лукерья Александровна родилась в Большеземельской тундре в семье потомственного оленевода из рода Няравэй (Светлый). В предисловии к книге Северина отмечает: «Нет сомнения, Лукерья Валей успешно продолжает дело, которому ненецкие поэты-классики – Василий Ледков, Алексей Пичков и Прокопий Явтысый – служили всю свою жизнь – дальнейшее развитие ненецкой литературы, с опорой на бережное отношение к древним национальным традициям. В ее творчестве в полной мере выражено уникальное образное мышление, присущее ненецкому народу».
Очерк Анатолия Омельчука «Маленького добра она не признает» (Северные просторы. - 1986.- № 1- С. 18-19) о писательнице Анне Павловне Неркаги, ведущей кочевой образ жизни, так же как и героиня ее романа вернулась к родному очагу «…словом совместила то, чего до нее никто не совмещал: работу литератора и тундровички. Анна работает в окружной в агиткультбригаде старшим методистом…Сама она, прямо скажу, частушек на местные темы не поет. Но, может быть стойбище в Байдарацкой тундре – единственное на всем Севере, где охотники коллективно читают рассказы Куприна и романы Ремарка, обсуждаю похождения Шерлока Холмса. Создан клуб «Молодой охотник». Проходят спортивные состязания, шахматные турниры и т.д. автор статьи сокрушается, что в современной ненецкой литературе не так уж много имен и Анна со своим талантом уехала жить в тундру. В тундре Анна нашла и личное счастье. Стала женой молодого охотника. Саши Тайбери. Придирчивым судьям – односельчанам – пришлось доказать, что в тундру она вернулась и с помыслами чистыми, и с руками не белыми: чум собрать и разобрать может. Знает, как сделать его теплым. Накормит своих мужчин даже тогда, когда продукты на исходе…».
А в журнале «Северные просторы» в одном из номеров за 1989 год вышла статья самой Анны Неркаги «…гибель любой народности, будь то ненцы, ханты или селькупы, отразится со временем на здоровье всего человечества». В этой публицистической заметке она пишет, что «…интернатская система воспитания, с ее жестокостью, равнодушием к судьбе ребенка, завела нас в тупик. Жизнь на всем готовом от 7 до 18 лет, когда человек формируется как личность, отучает от главного – ответственности за свою судьбу.
В статье «Выбор» за 2011 год (Головня, Е. Выбор / Екатерина Головня // Северные просторы. – 2011. – № 4. – С. 78-83) , т.е прошло уже 10 лет мы снова читаем статью об Анне Неркаги и ее детском лагере «Земля Надежды» у Щучьего озера, где дети учатся в маленькой местной школе: «Неркаги строжайщим образом охраняет традиции ненецкого воспитания: «Полное послушание воле родителей! Ребенок не может сам выбирать свою судьбу, он не понимает, что для него лучше в будущем! Для неё это аксиома, на которой строится основание ненецкой самобытности. Городские и гибнут оттого, что свобода выбора развращает и убивает. От вседозволенности и распущенности всего лишь шаг. У нее: 13 летний паренек Проня, который уже научился плотницкому делу, 10-летний мальчик Тема, он прекрасно запоминает и читает стихи, с выражением читает молитвы, может и поэтому Анна Павловна определила его дальнейшую судьбу как священнослужителя; 12-летний паренек Никита с младшими сестренкой и братишкой попал в семью Неркаги уже в сознательном возрасте. И как решила Анна Павловна он обязательно вернется в тундру и станет оленеводом. Автора статьи поразили классы. По московским меркам любая элитная школа обязана позавидовать! На стенах одного класса развешаны чучела песцов, лис, орлов, вообщем представлена вся живность, которая водится в этих краях. И не один два экземпляра, а на всех четырех стенах от пола до потолка! Неркаги очень важно чтобы детей с раннего детства окружали знакомые вещи. В них живет дух народа. Кстати и девочки и мальчики с самого малого возраста все умеют делать своими руками. Уметь трудиться – это одно из самых важных правил! Вера, труд, знание – так сохраняется народ.
Юрий Вэлла - оленевод, хозяин стойбища, писатель, поэт - пишет свои произведения в духе устной поэтической традиции коренных народов. Стойбище - его духовная пристань. Олени – это для него всё: предмет гордости, средство экономического и культурного выживания, это урок современникам, надежда на сохранение традиционного образа жизни ненцев и ханты. На его стойбище с ним живут его дети, внуки. Иногда ему приходится с топором в руке защищать свое стойбище.Книга «Я родом из тундры» представляет собой увлекательную автобиографическую повесть о необычной судьбе ненецкой женщины.
С этими и другими произведениями о ненецком народе вы можете познакомиться, посетив отделы нашей библиотеки.
Талеева Надежда Николаевна,
библиотекарь I категории отдела Севера